Деятельность специалистов направляется на анализ речи, выявление причин задержки речи, оказание помощи в адаптации, речевом развитии, устранении неправильности произношения, других обнаруженных дефектов. Предусматривается тесное сотрудничество с неврологом, педиатром, психологом, отоларингологом.
При взаимодействии с маленькими пациентами для повышения эффективности проводимых занятий и снижения нагрузки на ребенка применяются увлекательные игровые методики.
Периоды становления речи ребенка
Темпы речевого развития делятся на периоды условно, однако могут служить ориентирами при определении нормы и нарушений:
- Крик – 0-8 недель. Ребенок не только кричит, но и издает рефлекторные звуки, чаще – гласные носовые.
- Гуление – 2-5 месяцев. Начало коммуникации со взрослыми посредством гукающих звуков в сочетании с гласными (гы, га, агу).
- Лепет – 6-11 месяцев. Отдельные слоги, которые переходят в цепочки слогов и первые слова, состоящие из двух слогов (бабушка – ба-ба). Совершенствуется ротовая полость, увеличивается объем движений языком.
- Первые слова – до конца первого года. Ребенок уже соотносит лепетные цепочки слогов с конкретными словами, поддерживает контакт.
- Начало развития фразовой речи – до 1,5 лет. Предельно простые фразы: «Папа, дай».
- Простые предложения – 2-3 года. Фразы, состоящие из 3-4 слов и более.
- Активное развитие речи – 3-7 лет.
Когда следует обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу
Специалист логопед-дефектолог занимается не только здоровыми пациентами с нарушениями речи, но и теми, кто имеет нарушения слуха, зрения, особенности интеллектуального и психоэмоционального развития. В таких случаях врач работает не только над развитием артикуляции, но и познавательной деятельности в целом – памяти, внимания, мышления и т. д.
Услуги логопеда нужны при следующих проблемах с речью:
- ребенок не произносит простые звуки либо подменяет их другими, например звук «Д» меняет на «Т» (дислалия);
- нечеткость речи (дизартрия);
- общее нарушение и недоразвитие речи (ОНР);
- заметно понимание родителей, но нет речи;
- ребенок запинается, говоря что-то, повторяет слова или слоги, заикается.
Детский логопед также занимается проблемами с чтением и письмом. Помощь специалиста нужна, если:
- после 6 лет ребенку трудно выучить стихотворение, пересказать рассказ, ответить на вопросы по пройденному материалу;
- во 2-3 классе учителя замечают проблемы с письмом (это может указывать на дисграфию и СДВ – синдром дефицита внимания, при котором нужен психолог);
- имела место травма, после которой начались трудности с письмом;
- ребенок не умеет читать после 6-7 лет.
Причины записаться к детскому логопеду исходя из возраста ребенка
- До 1 года не гулит, отсутствует лепет.
- К 1 году не произносит слов, не выполняет элементарные просьбы («Покажи», «Дай»). Отсутствует правильная реакция на похвалы и замечания.
- В 1 год и 4 месяца не употребляет осмысленно и сообразно ситуации слова «папа» и «мама».
- В 2 года не может выполнить сложную просьбу («Открой коробку и достань зеленый кубик»), показать часть тела, названную взрослым. Слишком мал словарный запас, нет фраз.
- В 2,5 года не видит разницы между противоположными понятиями.
- В 3 года не знает своих имени и фамилии, не понимает короткие рассказы, стихи, не пытается пересказать. Использует непонятный взрослым язык. Заметна разница со сверстниками.
- В 4 года не считает до 5, не знает цвета, не может слушать длинные рассказы и не знает ни одного стихотворения. Речь невнятная, не выговаривает какие-то звуки, смягчает слова («тябуретька»).
- К 5 годам говорит неразборчиво.
- К 6 годам не может пересказать рассказ, события прошлого дня, неправильно произносит звуки.
Как проходит приём логопеда-дефектолога?
На первичном приёме специалист :
- проведёт тестирование и выявит особенности развития речи (письма);
- напишет заключение;
- составит программу коррекции (занятия со специалистом, комплекс упражнений для выполнения дома и пр.);
- даст рекомендации по посещению других специалистов (при необходимости).
На последующих встречах логопед-дефектолог будет придерживаться разработанного плана коррекции, проводить оценку результатов обучения.
Все занятия с детьми проходят в игровой форме, в ходе которых ведется работа над:
- расширением словарного запаса;
- формированием навыков связной речи;
- постановкой правильного произношения;
- развитием фонетического слуха.
В более старшем возрасте врач поможет подготовить руку к письму и скорректирует речь с точки зрения грамматики.